Цель мероприятия:
развивать творческие способности;
расширять знания по предмету;
прививать познавательный интерес к предмету;
расширять кругозор;
учить работе в группе.
Подготовка:
Провести в школе за 2 недели до внеклассного мероприятия конкурс на лучший реферат на тему «Выдающиеся математики».
В школе подготовить стенд «Выдающиеся математики» ( разместить фотографии ученых - математиков и краткую информацию о них).
Авторов лучших рефератов пригласить на участие в викторине об ученых.
Домашнее задание участникам - как можно больше узнать о выдающихся математиках.
Учащимся дать задание выучить стихотворения.
Подготовить презентацию.
Ход мероприятия:
Организационный момент.
Представление участников конкурса рефератов(5- 6 человек) и жюри .
Сообщение правил проведения мероприятия.
Сообщение критериев оценок.
Вступительное слово:
Сегодня мы проводим конкурс рефератов о великих математиках. Конкурс будет состоять из 2 частей: сначала мы заслушаем подготовленные вами рефераты о великих математиках, а затем оценим плакаты- изречения великих ученых о математике.
Представляем участников викторины – это авторы лучших рефератов.
О МАТЕМАТИКАХ УЧЕНЫХ
ВСЕ МЫ СЛЫШАЛИ НЕ РАЗ.
И СЕГОДНЯ МЫ ПРИПОМНИМ
СЛАВНЫЕ ИХ ИМЕНА.
Часть 1. Участники должны правильно назвать ученого-математика.
Вопрос 1.
Великий учёный родился около 570 г. до н. э. на острове Самосе. Этот античный учёный побеждал на Олимпийских играх и впервые открыл математическую теорию музыки. Его теорема имеет огромное значение. Она применяется в геометрии буквально на каждом шагу. Существует около пятисот различных доказательств этой теоремы, что свидетельствует о гигантском числе её конкретных реализаций.
Ответ: Пифагор
Вопрос 2.
Древнегреческий математик, автор первого из дошедших до нас теоретических трактатов по математике. Содержит изложение планиметрии, стереометрии и ряда вопросов теории чисел. В своей работе он подвёл итог предшествующему развитию греческой математики и создал фундамент дальнейшего развития математики. Его любимая фраза – «Что и требовалось доказать».
Ответ: Евклид.
Вопрос 3.
Древнегреческий учёный, математик и механик. Развил методы нахождения площадей поверхностей и объёмов различных фигур и тел. Его математические работы намного опередили своё время и были правильно оценены только в эпоху создания дифференциального и интегрального исчисления. Он – пионер математической физики. Математика в его работах систематически применяется к исследованию задач естествознания и техники. Он – один из создателей механики, как науки.
Ответ: Архимед
Вопрос 4.
Французский математик, положивший начало алгебре, как науке о преобразовании выражений, о решении уравнений в общем виде, создатель буквенного исчисления. Автор формул, дающих зависимость между корнями и коэффициентами алгебраического уравнения( установленная им теорема: сумма корней приведённого квадратного уравнения равна коэффициенту при х, взятому с противоположным знаком, а произведение – свободному члену).
Ответ: Франсуа Виет
Вопрос 5.
Английский физик и математик, создавший теоретические основы механики и астрономии, открывший закон всемирного тяготения, разработавший ( наряду с Готфридом Лейбницем) дифференциальное и интегральное исчисления, изобретатель зеркального телескопа и автор важнейших экспериментальных работ по оптике.
Ответ: Исаак Ньютон
Вопрос 6.
Немецкий философ, математик, юрист и дипломат. Создатель дифференциального и интегрального исчисления. Описал двоичную систему счисления с цифрами 0 и 1, на которой основана современная компьютерная техника. Создал механический арифмометр, выполняющий сложение, вычитание, умножение и деление чисел.
Ответ: Готфрид Вильгельм фон Лейбниц
Вопрос 7.
Русский математик, писательница, первая русская женщина – профессор. В юности брала уроки у видных преподавателей; чтобы получить возможность заниматься наукой вступила в фиктивный брак и уехала в Германию, где освоила университетский курс математики. В 1874г. была удостоена учёной степени «доктора философии» в Гёттингенском университете. С 1883 года преподавала в Стокгольмском университете. Основные научные труды посвящены математическому анализу, механики и астрономии.
Ответ: КОВАЛЕВСКАЯ Софья Васильевна
Часть 2. Участники должны правильно назвать автора
данного изречения.
Изречения великих людей.
Никакой достоверности нет в науках там, где нельзя приложить ни одну из математических наук, и в том, что не имеет связи с математикой.
Ответ: Г. Лейбниц.
Будь благословенно божественное число, породившее богов и людей.
Ответ: Пифагор.
В течении всей моей жизни математика привлекала меня больше философскою своей стороной и всегда представлялась мне наукой, открывающей совершенно новые горизонты.
Ответ: С.В. Ковалевская.
Если я и видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов.
Ответ: И. Ньютон.
Работа с залом.
Выступления учащихся и ответы зрителей:
- Разгадал загадку круга,
Метод площадей нам дал,
Знаем мы, как в Сиракузах
Родину он защищал.
Свой народ спасал от бед,
Его имя ….. (Архимед).
- На острове Самос
Философ сей родился.
И во главу угла
Поставлены им числа.
И, говорят, за теорему
Принес богам быка он в жертву.
Был чемпионом Олимпиады,
Имел своих учеников.
Надеюсь, догадался каждый,
Что его имя ….. (Пифагор)
- Все, что раньше люди знали,
Он собрал в своих «Началах».
Было их 13 книг,
Написал их все …. (Евклид)
- Очень слабым он родился,
Но науке все ж сгодился.
Открыл не кто иной,
А он притяжения закон.
Интеграл дал миру он,
Физик Исаак….. (Ньютон)
- Математика начала
По обоям изучала
И влюбилась в ту науку.
Только вот какая штука.
Ведь в России в это время
Не пускали в вузы женщин.
Чтоб в математике достичь вершин,
Пришлось уехать девушке в Берлин,
И стать для этого фальшивою невестою,
Такой мы знаем Софью……. (Ковалевскую).
Жюри подводит итоги и награждает команду.
Литература:
Математика в стихах: задачи, сказки, рифмованные правила. 5-11 классы /авт.-сост. О.В. Панищева.
Математика. 5-11 классы: уроки учительского мастерства / авт.-сост. Е.В. Алтухова и др.
Предметные недели в школе. Математика/ Сост. Л.В. Гончарова.
История математики под редакцией А. П. Юшкевича в трёх томах. Том 1: С древнейших времен до начала Нового времени.
Я познаю мир: Детская энциклопедия. Математика. / Сост. А.П. Савин, В.В. Станцо.