Тип урока: ОНЗ.
Тема: «Переместительное свойство умножения».
Основные цели:
1) сформировать умение вычислять площадь прямоугольника по формуле, ввести в речевую практику термин «формула»;
2) выявить переместительное свойство умножения, формировать умение использовать это свойство для рационализации вычислений;
3) тренировать вычислительный навык.
Ход урока
Звучит песня «Солнечные зайчики…» (Слайд 1)
- Ребята, вы узнали наших гостей? (Да, это Маша и Медведь) Слайд 2
- Маше нравится делать открытия, узнавать что-то новое, а еще Маша очень любит веселиться! А еще Маша любит, когда Миша показывает цирк. Слайд 3
- Но Миша решил проверить Машу и придумал для нее задание. Давайте поможем Маше с ним справиться!
- Посмотрите на выражения (Слайд 4):
3 + 3 + 3 + 3 + 3
4 + 4 + 44 + 4
5 + 5 + 5 + 5
7 + 7 + 7
Найдите лишнее выражение.
Почему вы выбрали именно второе? (Складываются разные слагаемые, а в остальных одинаковые)
Продолжите закономерность. Какое выражение будет следующим? (9 + 9)
Чем можно заменить сумму одинаковых слагаемых? (умножением)
Как называются компоненты умножения?
Что означает первый множитель? А второй? (Первый множитель показывает, чему равно слагаемое, а второй множитель показывает, сколько раз слагаемое повторяется)
Не вычисляя, соедините выражения, значения которых равны
3 + 3 + 3 + 3 + 3 9 * 2
5 + 5 + 5 + 5 5 * 3
7 + 7 + 7 7 * 3
9 + 9 5 * 4
Можем ли мы соединить оставшиеся два выражения? (Мы не знаем)
Что можно сделать? (Записать первое выражение при помощи умножения)
3 * 5 5 * 3
Можно ли утверждать, что полученные выражения равны? (Мы не знаем правила)
Пока Маша решала, Миша посадил 5 рядов морковки, по 3 морковки в каждом ряду. Маша пришла на огород и начала считать. Помогите Маше, составьте выражение.
3 * 5
Когда Маша ушла, с другой стороны на огород прибежал зайчик, он тоже решил посчитать, сколько морковки ему удастся стащить.
5 * 3
Можно ли сказать что значения выражения равны? (Да, огород был один и тот же)
Давайте запишем полученное равенство с помощью букв латинского алфавита.
а*b = b * a
Как назовем новое свойство? Но что оно похоже? (На переместительное свойство сложения. Назовем переместительное свойство умножения.) Слайд 7
Физкультминутка. Дети повторяют движения Маши и Миши. Слайд 8
Ой, Маша опять просит цирк…но Миша хочет проверить, поняла ли Маша новое свойство. Поможем Маше справиться? Слайд 9
Сравните выражения.
Молодцы! Какое свойство применяли для сравнения? Как оно звучит?
Миша обязательно покажет цирк, но сначала Миша решил сделать Маше подарок. Он приготовил для нее целых два и не знает, какой выбрать. (Шоколадки упакованы в 4 пачки по 6 штук и в 6 пачек по 4 штуки). Миша хочет подарить Маше тот подарок, в котором больше шоколада. Как же ему посчитать?
6 * 4 = 4 * 6
Молодцы ребята, Миша так благодарен вам за помощь, что решил весь шоколад подарить вам, а для Маши у него есть другой подарок. Ребята, а что забыл Миша? (Цирк!). Миша показывает цирк. Слайд 11