Тема: «Путешествие в осенний лес».
Программное содержание:
· Учить ориентироваться во временных отношениях с помощью модели.
· Упражнять в счете до 10, умении находить место числа в цифровом ряду.
· Закрепить знания о геометрических фигурах, развивать умение находить и на ощупь определять геометрические фигуры, называя их; .
· Развивать мелкую моторику рук, творческое и пространственное воображение, логическое мышление.
· Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение работать сообща, умение слышать друг друга, помогать товарищам.
Материал: модель года, карточки с цифрами, карточки с кодовым изображением признаков блоков, геометрические фигуры (круги, треугольники, квадраты), «чудесный мешочек», блоки Дьенеша, листочки в клеточку с заданием, простые карандаши.
Ход непосредственно - образовательной деятельности:
(дети подходят к воспитателю и выполняют вместе с ним движения по тексту)
Вышло солнце погулять, с нами вместе поиграть
Собирайся, народ, в наш веселый хоровод!
Встало солнышко с утра - заниматься нам пора!
Дружно вместе потянитесь, поскорее все проснитесь!
Глазки смотрят, ушки слушают, ручки хлопают, ножки топают!
Работа с моделью года.
Воспитатель: Отгадайте, ребятки, мою загадку:
Падают, падают листья-
В нашем саду листопад…
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят!
Скажите, а когда это бывает?
(ответы детей)
Воспитатель: Какое сейчас время года? Покажите на модели года. Назовите осенние месяцы. (сентябрь, октябрь, ноябрь) Вспомните приметы осени.
(ответы детей)
Воспитатель: Какое время года было перед осенью? Покажите его на модели. Какое время года будет после осени? Покажите его на модели.
(ответы детей)
Воспитатель: А сейчас, я приглашаю вас отправиться в путешествие в осенний лес.
- На чем мы можем поехать?
(ответы детей)
- Мы поедем на этом сказочном математическом поезде, (дети вместе с воспитателем подходят к поезду из стульчиков).
- Посмотрите, ребята здесь что-то написано: «Поезд неисправен».
- Ребята, что же случилось с поездом?
(ответы детей)
-Молодцы, ребята! Правильно вы догадались, вагончики перепутались, нужно найти каждому вагончику свое место.
- С какой стороны мы начинаем считать? (дети расставляют по порядку номера вагонов: от 1 до 10).
- Ну вот, теперь можно отправляться в путь! (дети садятся на стульчики, звучит песня «Мы едем, едем, едем»).
Воспитатель: Вот и первая остановка «Цветочная поляна», выходите из вагончиков. (Дети проходят на ковер, на мольберте стебельки цветов).
Дидактическая игра «Вырастим цветы»
-Ребята, что это? А где же все цветы? Посмотрите, остались одни стебельки, а все цветы уже облетели. А как же хочется вернуть красоту цветочной полянке и полюбоваться яркими цветами. Что же нам делать? (дети высказывают свои предложения).
-Давайте вырастим новые цветы, используя блоки. Вот по этим карточкам, на которых зашифрованы признаки блоков, нужно найти нужный блок и вырастить цветок. Вам нужно разделиться на 2 команды, каждая команда будет выращивать свой цветок. Пройдите к пенечкам, здесь есть все необходимое. (дети подбирают нужный блок и размещают его на стебле цветка).
Воспитатель: Ваша команда уже справилась с заданием. Давайте посмотрим, такой ли вы вырастили цветочек как на схеме, правильно ли подобрали блоки?
-Молодцы, ребята! Какая теперь полянка у нас получилась?
(ответы детей)
Воспитатель: А сейчас пора ехать дальше. (дети садятся в поезд).
А мы едем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Листья сыплются дождем
Ну а нам все нипочем!
-А вот и следующая остановка: «Чудесные фигуры». (дети проходят на ковер, размещаются полукругом).
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какой мешочек оставили для вас лесные жители.
Я чудесный мешочек.
Вам, ребята, - я дружочек.
Очень хочется мне знать
Сможете ли вы фигуры разгадать?
Воспитатель: Если вы отгадаете загадки, то узнаете, что лежит в мешочке:
Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на кружку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья?
(круг)
(Ответы детей)
К мешочку приглашаются 2-3 ребенка, которым предлагается вытянуть из мешочка названную фигуру.
Он давно знаком со мной,
Каждый угол в нем прямой.
Все четыре стороны одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его?
(квадрат)
(Ответы детей)
К мешочку приглашаются 2-3 ребенка, которым предлагается вытянуть из мешочка названную фигуру.
Три угла, три стороны,
Могут разной быть длины.
Если стукнешь по углам,
То скорей подскочишь сам.
(треугольник)
(Ответы детей)
К мешочку приглашаются 2-3 ребенка, которым предлагается вытянуть из мешочка названную фигуру.
Дети рассматривают геометрические фигуры, определяют их форму и цвет. Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы правильно угадали все фигуры и выполнили все задания, пора возвращаться назад. Но для этого нам надо найти дорогу домой и в этом нам может помочь лесник. А вот и его избушка!
(дети и воспитатель идут к избушке лесника).
Воспитатель: А здесь никого нет. Посмотрите, лесник оставил нам карту, но она не дорисована. Чтобы нам найти дорогу в детский сад нам нужно её дорисовать. Проходите за столы перед вами на листочке маршрут от дома лесника до детского сада, нужно его дорисовать. Посмотрите на начало дорожки и дорисуйте ее (дорисовать дорожку по образцу).
Графический диктант.
Воспитатель: Проверьте друг у друга, все ли смогли нарисовать обратную дорогу.
-Теперь можно возвращаться обратно, занимайте свои места в вагончиках.
(Дети садятся в «математический поезд», звучит песня «Мы едем, едем, едем»).
-Ребята, вам понравилось наше путешествие в осенний лес?
(ответы детей)
- Что тебе … понравилось больше всего?
(ответ ребенка)
-Что нового ты … узнал?
(ответ ребенка)
-Что для тебя … было трудным?
(ответ ребенка)