Тема: «Сложение и вычитание многозначных чисел»
Цели:
- формировать умения складывать и вычитать многозначные числа, повторить соответствующий алгоритм;
- закреплять умения решать текстовые задачи, примеры на порядок действий, отрабатывать навыки счёта;
- развивать познавательные интересы, творческие способности, речь;
- воспитывать любовь к математике, как науке.
Оборудование: мультимедийный проектор, мультимедийная презентация к уроку, разноцветные карточки с уравнениями.
Ход урока.
Орг. момент.
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «пять».
Начинаем мы опять
Решать, отгадывать, смекать.
2. Постановка цели урока.
- Сегодня мы начнём наш урок со стихотворения.
Ученик читает стихотворение
О математика, гордись собой1
Ты всем наукам мать родная,
И дорожат они тобой.
В веках овеяна ты славой,
Светило всех земных светил.
Тебя царицей величаво
Недаром Гаусс окрестил.
Строга, логична, величава,
Стройна в полёте, как стрела,
Твоя немеркнущая слава
В веках бессмертье обрела.
- О чём говориться в этом стихотворении?
- Издавна люди считали математику Царицей наук, потому что математика применяется в различных областях знаний.
- Сегодня мы с вами отправимся в царство математики, где будем, выполняя её задания, повторять разрядный состав многозначных чисел, складывать и вычитать их, решать задачи и уравнения с многозначными числами.
Ребята! Покажем Царице Математике, как мы с вами умеем трудиться (размышлять, рассуждать, доказывать, считать)?
Помогать нам сегодня будут наш учебник математики и рабочая тетрадь, но вначале проведём мозговую гимнастику.
Качания головой (стимулирует мыслительные процессы)
- Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. 30 сек.
Ленивые восьмёрки (активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания)
- Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости восьмёрки по три раза каждой рукой, затем – обеими руками.
Шапка для размышлений ( улучшает внимание, ясность восприятия)
- «Наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.
Зоркие глазки
- Глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелке.
3. Устный счёт
- Итак, мы готовы к испытаниям.
Первое из них – разминка.
Задача в стихах.
Шло в индийский порт Бомбей
Сорок тысяч кораблей.
Пятьдесят от них отбились
И застряли на мели.
Сто в тумане заблудились
И в обратный путь пошли.
К берегам порта Бомбей
Сколько дошло кораблей?
Ответы детей - появляется число 39 800
- Определите разрядный состав числа (сколько единиц, десятков, сотен, единиц тысяч, десятков тысяч)
- Сколько всего сотен? Тысяч?
2) Проведи корабли между рифами.
770:7
560:4
400*4
120*5
1600
4. Работа в парах.
- На одном из островов Царица Математика спрятала сюрприз, но чтобы его найти, необходимо представить числа в виде суммы разрядных слагаемых.
68 735
560 801
а) чтение чисел
б) запись на листке только суммы в паре + две пары делают на индивидуальных досках
в) проверка по эталону
- А теперь наоборот, соберём числа:
70000+700+7
60 000+4 000+30+4
400000+2000+90+5
а) чтение чисел
б) запись на листке только числа в паре + две пары делают на индивидуальных досках
в) проверка по эталону
- Кто ошибся в записи чисел? Это значит, что нам ещё необходимо работать над этой темой.
- А вот и сюрприз, подготовленный для вас. Жители островов приглашают вас потанцевать вместе с ними.
5. Электронная физминутка «Фэнтези»
6. Решение задачи.
- Царица Математика вами довольна, но хочет проверить, умеете ли вы решать задачи.
Нужную задачу вы найдёте в учебнике урок 24 №6.
Чтение задачи
Анализ
Составление схемы
Решение
Ответ.
7. Решение примера на порядок действий.
- Следующее испытание. Царица Математика хочет проверить, знаете ли вы порядок действий и умеете ли решать выражения.
№3 (а)
Чтение выражения
Составление
Порядок действий
Решение
Проверка
8. Самостоятельная работа.
- А теперь последнее испытание. Его вы найдёте на индивидуальных листочках. Это уравнения. У каждого варианта свой цвет.
Х+5427=7000 Х=1573
9000- Х = 2567 Х=6433
Решение уравнений (самостоятельное)
Взаимопроверка по эталону
- Кто решил правильно? А кому ещё необходима тренировка?
9. Итог урока.
Молодцы, ребята. Вы справились со всеми заданиями Царицы Математики и она очень вами довольна. Но предлагает вам дома ещё потренироваться в сложении и вычитании многозначных чисел.
Домашнее задание: урок 24 №2(а), 7