Материал к занятию: герои сказки, гнездо (5 яиц, 5 цыплят. 5 скорлупок. На каждого ребенка счетный материал (набор цыплят и скорлупок по 5) .
Ход занятия.
I часть.
Воспитатель :
- Сказка, сказка, Прибаутка,
- Рассказать ее не шутка,
- Чтобы сказочка звучала
- Словно реченька журчала,
- Чтоб к концу не стар, не мал
- Под нее не задремал.
Дети в кругу.
- Чтобы началась сказка нужно сосчитать до десяти (дети считают хором) .На фланелеграфе воспитатель выкладывает фигуры героев сказки. (Рисунок 1)
«Жили - были дед да баба, и была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко, да не простое, а золотое. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет: «Не плачь дед, не плачь баба. Снесу я вам яичко не золотое, а простое». И снесла им курочка яичко не золотое, а простое. Хотите узнать, что будет дальше? Садитесь за столы, и я вам расскажу (дети садятся за столы) .
В. :Снесла курочка яичко, да не одно, (воспитатель достает гнездо) вот сколько! (Рисунок 2). Посмотрите, что на них за знаки? (цифры) .
В. : Чтобы вылупились цыплята нужно вам отгадать загадки о цифрах, назвать и показать угаданную цифру.
Загадки:
Столько пальцев на руке,
И лучшая отметка в дневнике!
(пять)
Белая лебедь по морю плывет,
Шахматный конь по проспекту идет.
Даже не конь, а его голова,
Это и есть цифра … 2.
Эта цифра с лыжною палкой может сравниться,
С пишущей ручкой,
С пальцем и спицей,
И с закорючкой!
(один)
Она такая из значков,
Состоит из двух крючков.
(три)
Острый локоть оттопыря
Стоит цифра … четыре.
Дети угадав загадку выходят к доске и достают из гнезда яйцо с цифрой, оно «разбивается» и на доску помещается «вылупившийся» цыпленок. (Рисунок 3)
В. : Сколько появилось цыплят? Что вы можете сказать о количестве скорлупок и цыплят?
Д. : Поровну, столько же сколько, равно.
Воспитатель убирает одного цыпленка.
В. : Теперь, что вы скажете? (Скорлупок больше чем цыплят) .
- На сколько больше? На сколько цыплят меньше чем скорлупок? Как сделать поровну? (дети предлагают два варианта) .
Работа за столами со счетным материалом. Дети по заданию воспитателя выкладывают 5 цыплят и 4 скорлупки. Задача такая: сделать любым из двух известных способов, чтобы и скорлупок и цыплят было поровну. Затем несколько детей поясняют, каким способом он сделал равенство.
Физ. минутка. Музыкальная пауза (движения детей под песенку «Цып, цып, цып, мои цыплята») .
II часть.
В. : Ребята, среди цыплят есть девочки и мальчики. Я предлагаю украсить девочек – цыплят бантами, а мальчикам – цыплятам сделать галстуки. Среди множества полосок трудно найти нужную, но я знаю, что ее длина равна длине мерки. Что же делать? (нужно сравнить полоски с меркой). Верно, вспомним правила сравнения.
• приложим или наложим мерку так, чтобы края обеих полосок совпадали.
В. :У вас на столах полоски разного цвета, используя мерку, вы должны сравнить их и найти равную длине мерки. Девочки узнают, какого цвета у цыплят- мальчиков будут галстуки. А мальчики найдут, какого цвета будут у цыплят- девочек банты.
Лента должна быть равна длине мерки.
Работа детей самостоятельно за столами. (Рисунок 4)
Звук: писк цыплят.
- Ребята, цыплята проголодались нужно их покормить. «Зернышки» для цыплят у вас на тарелочках, но они перемешались с другим кормом. Нужно выбрать только желтые зернышки, круглой формы (дети проходят к столу и выбирают «зернышки») .
Вот и сказки конец.
Воспитатель подводит итог занятия, анализируя деятельность детей, их активность и правильность ответов.