Тема урока: «Нахождение нескольких процентов от числа»
Ход урока:
I. Организационный момент.
Учитель:
-Дети, сегодня у нас необычный урок. Все знания, которые вы получите во время урока, будут вам необходимы при выпуске из школы.
Великий математик М.Ломоносов говорил:
«Арифметику затем уже учить надо, что она ум в порядок приводит».
Находясь на данном уроке, мы сможем свой ум в порядок привести. (Упражнение направлено на развитие слухового восприятия)
ЗАГАДКА:
Мы только с парохода, вернулись из похода,
Одиннадцать недель гостили на воде.
А сколько это дней?
Посчитай-ка поверней.
(Учащиеся дают ответ «77 дней», учитывая, что I неделя – 7 дней)
II. Повторение изученного материала из уроков социально-бытовой ориентировки, установление межпредметных связей.
Учитель:
Каждый из нас является налогоплательщиком, и обязан платить налоги. Деньги, поступающие от налогов, идут в местный и федеральный бюджет. Из этих денег выплачивают зарплату врачам, учителям, библиотекарям, государственным служащим и др. категориям населения. Кроме выплаты зарплаты, это и помощь сельскому хозяйству, и строительству, и расходы на оборону, науку, образование, культуру и т.д. Бюджет ежегодно утверждается в Федеральном собрании России. Наш парламент определяет, сколько процентов доходов государство пойдет на те, или иные расходы. Различные налоги тоже вычисляются в процентах от заработной платы, а также в процентах идут отчисления в пенсионный фонд.
На прошлом уроке научились определять 1% числа. Эти знания нас научили определять отчисления -1% от заработной платы в пенсионный фонд, для накопления пенсии по старости. Для проверки усвоения данных знаний напишем «Математический диктант» (задание: Найдите 1% каждого числа)
Вариант 1
Вариант 2
5300 - ? 1%
2100 -? 1%
7800 - ? 1%
6900 - ? 1%
4056 - ? 1%
2230 - ? 1%
7705 - ? 1%
4844 - ? 1%
III. Мотивация.
Расположив числа (ответы составляющие 1%) в порядке возрастания, получите ключевое слово нашего урока.
5300р. – 53р. (е)
2100р. – 21р. (п)
7800р. – 78р. (ы)
6900р. – 69р. (н)
4056р. – 40,56р. (о)
2230р. – 22,30р. (р)
7705р. – 77,05р. (т)
4844р. – 48,44р. (ц)
Таблица ключевого слова (слайд 4)
П
Р
О
Ц
Е
Н
Т
Ы
21
22,3
40,56
48,44
53
69
77,05
78
Ключевое слово «ПРОЦЕНТЫ».
IV. Сообщение темы и задачи урока.
Тема: Нахождение нескольких процентов числа.
V. Образ (сообщение теоретических сведений).
Учитель:
- Ребята, у нас урок необычный, во время урока мы побываем в сбербанке, чтобы узнать процентную ставку вкладчиков в год.
-Представьте, что мы вошли в новое современное здание с компьютерным оснащением и современными условиями обслуживания клиентов банка. Хотим открыть счет, положить определенную сумму денег и узнать процентную ставку банка по вкладу.
1. Вспомним правило нахождения дроби от числа:
Правило: чтобы найти дробь от числа, нужно число разделить на знаменатель дроби и умножить на числитель данной дроби.
Найдите: (Слабым учащимся даются карточки с вариантами ответов)
от чисел: 240, 800, 8000
Ответы: 90, 300, 3000
2. Работник сбербанка сообщил нам, что банк дает на вклады клиентов 3% годовых. (воспользуемся правилом выше указанным)
Найдите :
от чисел: 500р., 1500р., 3300р., 23000р.
Ответы: 15р., 45р., 99р., 690р.
Таблица нахождения 3% от чисел (Слайд 5)
500 р.
1500 р.
3300 р.
23000р.
15 р.
45 р.
99 р.
690 р.
ВЫВОД: Чем больше вклад, тем крупнее выплаты банка по вкладу.
3. Чтобы перейти к следующему этапу урока вспомним правила деления целых чисел, десятичных дробей на 100:
Правило 1: чтобы разделить десятичную дробь на 100, нужно запятую передвинуть влево на столько цифр, сколько нулей при единице.
Правило 2: чтобы разделить целое число на 100, нужно отбросить столько нулей, столько их при единице.
Задание, найдите частное чисел: (работа по вариантам на карточках)
Вариант 1
Вариант 2
4400 : 100 =
73,01 : 100 =
21000 : 100 =
33,4 : 100 =
221 : 100 =
36 : 100 =
VI. Релаксация. (под музыку на тему «Зима»)
Учитель:
-Встаньте, закройте глаза, поставьте ноги вместе, выпрямите спину, представьте, что вы высокое дерево, стоящее на вершине горы. Зима, холодно…
-Поднимите руки вверх над головой, потянитесь к небу, соедините руки ладонями, глубоко вдыхаем чистый, морозный, горный воздух. Вдох, выдох… Ветерок наклонил дерево вправо, продолжаем глубоко дышать, качнул влево, дышим по три вдоха и выдоха. Открыли глаза, сели.
VII. Событийно-практический.
(Работа в тетрадях, с учебником 9 класса.)
Задача с.83 № 430. На мужской костюм нужно в среднем три метра шерстяной ткани. На брюки расходуется примерно 47% всей ткани.
Сколько ткани расходуется на пиджак?(слайд 6)
ПРОБЛЕМА:
- а умеете ли вы решать задачи с нахождением нескольких процентов числа?
ВОПРОСЫ ПО ЗАДАЧЕ
1. Сколько ткани в среднем необходимо на мужской костюм? (ответ: 3 м)
2. Сколько ткани расходуется на брюки? (ответ:47% = 47/100)
3. Сколько ткани расходуется на пиджак? (ответ: на весь костюм – 100%, на брюки – 47%, на пиджак – 53%).
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ:
1. Сколько метров ткани составляет 1%?
300 см : 100 = 3 см
2. Сколько ткани расходуется на брюки?
3 см х 47 = 141 см = 1 м 41 см
3. Сколько метров ткани расходуется на пиджак?
300 см – 141 см = 159 см = 1 м 59 см
Ответ: 1м 59 см ткани расходуется на пиджак при раскрое.
ВЫВОД: Мы с вами убедились при решении данной задачи, что при раскрое ткани на мужской костюм, на пиджак расходуется больше, чем на брюки. Научились определять количество ткани в метрах, используя данные в процентах.
VIII. Рефлексия.
Учитель:
- Вот и подходит к концу наш урок.
ВОПРОСЫ:
1. Необходимо ли мужчине в своем гардеробе иметь праздничный костюм?
2. А вы имеете в своем гардеробе праздничный костюм?
3. В каких случаях нужно надевать мужской костюм?
4. Хотели бы вы, юноши, быть одеты в такие костюмы?
IX. Итог урока.
Учитель:
Ребята, сегодня вы поняли, что умение просчитывать процентные ставки личных банковских вкладов и нахождение процентной ставки отчисления в пенсионный фонд от заработной платы необходимо в жизненно-экономических вопросах.
Проиллюстрировать журнал" Модели мужских костюмов"