Образовательная область: «Познание», «Коммуникация».
Цель: учить детей определять причинно-следственные связи.
Задачи:
— познакомить детей с историей часов;
— подвести к пониманию их назначения и функции;
— закрепить умение выделять особенности предметов (форму, размер, части);
— развивать творческое воображение и логическое мышление;
— учить беречь время.
Оборудование: предметные картинки с изображением часов, часы настенные и песочные.
Ход:
Воспитатель. Ребята, иду я сегодня утром и слышу, что кто- то плачет. Посмотрела и увидела, что это вот такой маленький медвежонок. (Показывает игрушку- медвежонка.) Я его спросила, что случилось, и он ответил, что его пригласили в гости, а когда он пришел, было уже поздно — все гости разошлись, а главное ему не хватило меда. Как вы думаете, почему Мишутка опоздал?
Дети. Не посмотрел на часы. Не знал, когда выходить.
Воспитатель. А как же узнать, что пора выходить из дома? Дети. Надо посмотреть на часы.
Воспитатель. Ау медведя в лесу есть часы?
Дети. Нет.
Воспитатель. А что будет, если и у нас пропадут все часы?
Дети. Мы не будем знать, когда идти в садик, когда начнутся мультики по телевизору. Мама опоздает на работу.
Воспитатель. Да, всем нам придется очень трудно. Скажите, а часы всегда существовали, или нет?
Дети. Часы были не всегда.
Воспитатель. А как же тогда люди определяли, когда спать, когда вставать, когда работу начинать?
Дети. По солнышку. Солнышко вставало и люди вставали.
Воспитатель. Правильно, люди определяли время по солнцу. Солнце вставало, и люди просыпались. А теперь подумайте и скажите, когда люди дольше спали — летом или зимой?
Дети. Зимой, потому что солнышко зимой встает позже. Тень длиннее утром и вечером, а днем короче.
Воспитатель. А знаете ли вы, что по солнцу можно достаточно точно определить время? Когда солнце светит, то от деревьев отходит тень. (Показывает картинку — тень от деревьев утром и вечером.) Скажите, когда тень длиннее?
Дети отвечают.
Вот человек захотел узнать, утро сейчас или вечер. Как он это определит по тени?
Дети. Утром тень в одной стороне, а вечером — в другой.
Воспитатель. Правильно. Когда человек заметил это свойство тени, он придумал вот такие солнечные часы. (Показывает картинку с изображением солнечных часов.) Как вы думаете, хорошо ли было человеку с такими часами?
Дети. Нет. Они показывали время только в солнечную погоду, а в пасмурную погоду или в дождь по ним нельзя узнать время.
Воспитатель. Кто знает, какие часы потом придумал человек, чтобы они работали в любую погоду? (Показывает песочные часы.)
Дети отвечают. Воспитатель им подсказывает.
С тех пор прошло немало лет,
И люди поняли ответ,
Что лишь песок — он есть
один —
И бог, и царь, и господин.
Что в них было хорошо, а что плохо?
Дети. Их все время надо было переворачивать.
Воспитатель. Вот эти часы рассчитаны на три минуты, каждые три минуты их надо переворачивать. (Показывает песочные часы.) Представьте себе, что будет, если такие часы мы возьмем с собой на прогулку? Или вы будете брать их с собой в школу? Удобно будет с ними? Почему неудобно?
Дети. Неудобно. Их можно разбить. Или не заметить, когда надо переворачивать.
Воспитатель обобщает ответы детей.
Воспитатель. Дети, как вы понимаете пословицу: «скучен день до вечера, коли делать нечего?».
Дети отвечают.
Физкультминутка «Часы»
Наклоны туловища вправо, влево.
Воспитатель. Вместо песка в часы наливали масло, люди пользовались свечкой, на которую наносили деления. Свечка сгорала, уменьшалась и люди определяли по делениям, сколько времени она горела. Как вы думаете, что плохого было в этих часах?
Дети отвечают.
Вы сказали все правильно. Все часы — солнечные, песочные, масляные были неудобными, и человек придумал следующее. Смастерили большой механизм и повесили его на большую башню. Каждый час часы били, и люди узнавали время. Но все-таки и эти часы были неудобны. Как вы думаете, почему?
Дети отвечают.
И какие часы тогда придумали люди?
Дети отвечают.
Часы стали вешать на стену, ставить на пол.
Как называются часы, которые вешают на стену?
Дети отвечают.
Ставят на пол?
Дети отвечают.
Ставят на столе?
Дети отвечают.
Носят на руке?
Дети отвечают.
А какие часы есть сейчас?
Дети отвечают.
Мы с вами говорим о часах, а что же здесь делает петушок? Может, он попал сюда случайно?
Дети отвечают.
Правильно, петушок тоже помогает узнавать время — утром он кукарекает и всех будит, а вечером кукарекает, чтобы все ложились спать.
Мы сейчас рассмотрели историю возникновения часов, посмотрели, как они изменялись в течение времени и какие часы есть в наше время.
Какими часами мы сейчас пользуемся?
Дети отвечают
Воспитатель(обращается к игрушке). Мишутка, ты понял, для чего нужны часы?
Дети, повторите, пожалуйста, еще раз, какие были часы, для чего они нужны.
Дети отвечают
Дети, а вам надо учиться узнавать время? Если вам надо идти в садик, вас разбудит мама или папа, в садике воспитатели скажут, когда заниматься, когда гулять, когда спать. (Раздает детям буквы, они складывают из этих букв слово «Часы».) А сейчас я предлагаю вам отправиться в магазин, где продаются часы. Как можно назвать магазин, в котором продаются только часы?
Дети отвечают.
Говорят: часы стоят, Говорят: часы спешат, Говорят: часы идут,
Но немножко отстают.
Мы смотрели с вами вместе: А часы стоят на месте.